Это система понятий и приемов, с помощью которых достигается взаимопонимание и эффективное взаимодействие страховщика и страхователя — оптимизация их финансово-экономических отношений, направленная на наилучшее обеспечение разнообразных потребностей страхователей в качественной, относительно дешевой и полной страховой защите в сочетании с достижением достаточной доходности страховых операций для компании[1].
Целями страхового маркетинга могут являться:
· максимизация прибыли компании,
· получение страховщиком достаточной прибыли наряду с выполнением им каких-либо дополнительных функций,
· выживание компании при основном упоре в ее деятельности на осуществление целей, не связанных получением прибыли за счет страховой деятельности[2].
1.2. Основные цели и задачи отдела маркетинга страховой компании
Задачи службы маркетинга состоят в следующем:
– изучение потенциальных страхователей;
– изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования;
– анализ собственно рынка страховой компании;
– исследование продукта (вида страховых услуг);
– анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту;
– изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
– исследование рекламной деятельности;
– определение наиболее эффективных способов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту.
Сбор информации может осуществляться страховщиком на основании имеющихся баз данных – собственных или внешних, или же с использованием специально созданных инструментов – внешних по отношению к страховщику информационных источников. Данные, полученные на основании исследования, по определению имеет вероятностный характер, но, по существу, они представляет собой единственный точный измеритель состояния рынков. Маркетинговая стратегия страховщика воплощается и реализуется в:
– политика в области разработки страховой продукции,
– ценовая политика,
– способ организации продаж страховой продукции и политика в области распределения,
– обучение агентов, стимулирование продаж и организация системы сбыта,
– поддержание контактов с потребителями (общественные связи и реклама страховых услуг).