Повреждение и гибель, кража и недоставка — это риски, сопровождающие перевозки грузов с незапамятных времен. Развитие мореплавания дало толчок страхованию грузов (карго). Значительное распространение страхование грузов получило в XVIII—XIX вв., прежде всего в центрах морской торговли — Генуе, Флоренции.
Начало XX в. отмечено появлением двух законодательных актов, сыгравших важную роль в международной практике страхования грузов.
Страхование грузов в России как самостоятельный вид имущественного страхования складывается во второй половине прошлого столетия.
По характеру перевозимых грузов различается:
страхование генеральных грузов (генгрузов). Генгрузы — термин внешнеторговых операций — включают грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующие особых условий перевозки;
страхование наливных, насыпных, навальных грузов;
страхование сельскохозяйственных и других животных;
страхование «специе» (драгоценные металлы, банковские банкноты, монеты).
Исходя из способа транспортировки, выделяется:
наземное страхование грузов (перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом);
страхование грузов при перевозке воздушным транспортом; страхование грузов по перевозке внутренними водными путями;
комбинированное страхование;
страхование почтовых отправок.
С точки зрения народнохозяйственных интересов страхование грузов классифицируют на:
страхование экспортных грузов;
страхование импортных грузов;
страхование внутренних перевозок;
страхование транзитных перевозок.
Страхование генгрузов, в свою очередь, подразделяется на страхование машин и оборудования, электротехнических товаров, автомашин, продовольствия. Особняком стоит страхование выставочных грузов (экспонатов). Особенность его в том, что экспонаты являются собственностью одного грузовладельца на весь период перевозки и транспортировки. Этот вид страхования, в свою очередь, подразделяется на страхование собственно экспонатов, являющихся обычными генгрузами, и страхование культурных ценностей как грузов, предназначенных к перевозке для последующего экспонирования.
Нередко страховщики как особую категорию выделяют страхование транспортировки негабаритных установок (например, крекинг-колонн). Отдельную группу составляет страхование грузов, особо подверженных бою и лому, страхование грузов со специфическими физико-химическими свойствами, например взрывчатых веществ.
В договоре страхования грузов страхователь и страховщик определяют объекты страхования, составляющие страховой интерес. Страховым интересом страхователя, т. е. предметом его договора о страховании со страховщиком, являются груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.
Наряду с грузом предметом договора страхования может быть всякая провозная плата, а также дополнительные сборы транспортных организаций за выполнение ими определенных работ и операций по договору перевозки.
Третий вид имущественного интереса в договоре страхования грузов — ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назначения. Эту прибыль добавляют к стоимости груза, подлежащего страхованию.
Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом.
1 результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т. д.
2 результат человеческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц.
Суть договора страхования — гарантировать страхователю защиту от наступления случайных непредвиденных обстоятельств. Поэтому из всех условий страхования исключаются убытки от гибели и повреждения грузов, вызванные нарушениями условий транспортировки, упаковки, складирования вследствие соответствующих действий грузоотправителя или его представителей. Исключаются из страхового покрытия традиционные форс-мажорные обстоятельства.
При заключении договора страхования страхователь обязан объявить сумму, в пределах которой соответствующий груз будет считаться застрахованным. Страховая сумма определяется как стоимость груза по договору купли-продажи. По желанию страхователя страховая сумма, равная контрактной стоимости груза, может быть увеличена на суммы транспортных расходов и ожидаемой прибыли от реализация товара в пункте назначения.
Страховая премия уплачивается страховщику, как правило, до вступления договора страхования в силу. После истечения срока действия договора страхования премия в абсолютном большинстве случаев остается у страховщика. В редких ситуациях возможна предварительная договоренность между страховщиком и страхователем о возврате последнему некоторой части страховой премии при безубыточном исходе транспортировки груза.