Негосударственные пенсионные фонды. Место в пенсионной системе. Законодательное регулирование.

Негосударственные пенсионные фонды. Место в пенсионной системе. Законодательное регулирование.

Alexman Alexman No Comment
Порядок действий страхователя

Предложенные правительством меры по совершенствованию пенсионной системы нацелены на то, чтобы при 30-летнем страховом стаже размер пенсии достигал 40% от заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы (но не выше 35 тыс. руб. в месяц). Учитывая, что заработная плата, например, квалифицированного рабочего комбината ”Норильский никель” составляет 50-60 тыс. руб., коэффициент замещения у таких работников даже после проведения запланированных мер не превысит 23%.

По-видимому, осуществить поставленную задачу невозможно без привлечения граждан к самостоятельному (добровольному) формированию своих пенсионных сбережений (в первую очередь это относится к людям, ассоциирующим себя со средним классом), а также стимулирования работодателей к участию в этом процессе (рис.2).

Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, на наш взгляд, предполагает выполнение ряда условий, в том числе: создание экономических стимулов развития системы НПО, прежде всего налоговых; рациональное использование инвестиционного потенциала НПФ; повышение доверия населения к деятельности НПФ, формирование механизмов защиты прав вкладчиков и участников НПФ; дальнейшее усиление надежности НПФ.

Создание благоприятного налогового режима, способствующего развитию негосударственного пенсионного обеспечения, – законодательно установленная задача. Имеется в виду налоговый режим, стимулирующий работодателей, работников и других физических лиц к уплате взносов на формирование пенсионных сбережений, что означает:

  • для работодателей
    – исключение из налогооблагаемой базы по ЕСН взносов, вносимых работодателем в НПФ;
    – исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль пенсионных взносов, отражаемых на солидарных пенсионных счетах, а также пенсионных взносов, уплачиваемых в пользу лиц, не являющихся работниками предприятия;
  • для работников и других физических лиц
    – облегчение получения социального налогового вычета по взносам, вносимым в НПФ;
    – увеличение размера стандартного налогового вычета, предоставляемого при выплате негосударственной пенсии, сформированной за счет пенсионных взносов предприятий в пользу работников;
    – полная отмена налога на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов;
    – освобождение от налогообложения имущества, приобретенного за счет пенсионных резервов и пенсионных накоплений (налог на имущество).

Хотел бы особо подчеркнуть, что такой налоговый режим необходим не НПФ как институту, а выгодоприобретателям в результате осуществления соответствующих мер – гражданам России.

Рациональное использование инвестиционного потенциала накопительной системы. Общая сумма аккумулированных в накопительной пенсионной системе средств, включая более 300 млрд. руб., инвестированных Государственной управляющей компанией (Внешэкономбанком) в государственные ценные бумаги, составляет около 850 млрд. руб. и превышает размеры Фонда национального благосостояния (рис.3).

Следует признать, что долгосрочный инвестиционный потенциал как негосударственных пенсионных фондов, так и накопительной части пенсионной системы в полной мере не реализуется. Управляющие компании фактически преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы: почти 70% активов НПФ размещены на срок менее одного года, что обусловлено отсутствием надежных долгосрочных инструментов инвестирования. Кроме того, недостаточно эффективен количественный метод регулирования инвестиционного портфеля фондов (рис.4).

Потребность в долгосрочных инструментах испытывают и компании, которым необходимы средства для реализации крупных инфраструктурных проектов, и НПФ, нуждающиеся в надежном размещении средств. Нерешенность проблемы долгосрочных финансовых инструментов препятствует развитию накопительных составляющих пенсионной системы.

Рациональное использование инвестиционного потенциала НПФ предполагает как совершенствование регулирования инвестиционного процесса, так и расширение допустимого для инвестирования набора инструментов.

Дальнейшее совершенствование регулирования процесса размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений связано с переходом от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля НПФ к широко распространенному в мире (и рекомендуемому ОЭСР) принципу ”ответственного поведения”, который позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы при сохранении прозрачности и надежности инвестиций.

НПФ уже сегодня законодательно имеют статус ”квалифицированного инвестора”, однако при этом возможности для самостоятельного вложения в такие инструменты, как банковские депозиты, паи инвестиционных фондов, искусственно сведены к минимуму. Необходимо разработать условия привлечения пенсионных активов в долгосрочные инфраструктурные проекты, которые реализуются при поддержке государства. Ведь более ”длинных” денег, чем пенсионные, в стране нет.

Нерациональной представляется сложившаяся система регулирования инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, осуществляемая в соответствии с рядом федеральных законов и постановлений Правительства РФ, устанавливающая разные условия и правила размещения. По нашему мнению, все субъекты накопительной составляющей пенсионной системы должны быть равны и обладать одинаковыми правами. Представляется целесообразным объединить в одном нормативном акте регулирование инвестирования средств накопительной части обязательной и добровольной пенсионных систем.

Дальнейшее развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения невозможно без усиления надежности НПФ, совершенствования механизмов защиты прав их вкладчиков и участников. В этой связи, на наш взгляд, необходимо:

  • создать государственную систему обязательного страхования пенсионных накоплений граждан (в том числе и взносов, добровольно вносимых гражданами в накопительную часть трудовой пенсии) по аналогии со страхованием вкладов в кредитных организациях;
  • установить порядок и требования к формированию объединенных гарантийных (компенсационных) фондов для системы негосударственного пенсионного обеспечения;
  • законодательно обеспечить возврат в первую очередь средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов, размещенных на банковских депозитах и в ценных бумагах, в случае банкротства банка либо предприятия-эмитента ценных бумаг;
  • усовершенствовать законодательство в части проведения реорганизации НПФ путем слияния и присоединения, соблюдения прав вкладчиков, участников и застрахованных лиц при ликвидации (банкротстве) НПФ (следует исключить возможность реорганизации при наличии договоров по ОПС);
  • разработать и внедрить стандарты деятельности НПФ, системы внутреннего контроля, организовать регулярную подготовку и повышение квалификации кадров НПФ.

Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с существенным повышением финансовой, прежде всего пенсионной, грамотности населения. НПФ делают все от них зависящее для разъяснения населению основных положений, связанных с развитием пенсионной системы. Однако наши возможности не только не безграничны, но даже законодательно ограничены. Необходима целевая программа информационно-разъяснительной работы и повышения финансовой грамотности населения, способствующая выработке мотивированного поведения работающих граждан в отношении своей будущей пенсии. Такую программу было бы целесообразно осуществлять на трехсторонней основе: государство – бизнес-сообщество – профессиональные союзы.

Основные характеристики деятельности НПФ

По состоянию на 1 ноября 2008 г. деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в РФ осуществляют 218 НПФ, имеющих соответствующую лицензию.
Договоры об ОПС имеют 106 фондов.
На 1 октября 2008 г.:

  • собственное имущество НПФ составляет 647,9 млрд. руб., в том числе пенсионные резервы – 506,7 млрд. руб.;
  • общее число участников НПФ – 6,77 млн. человек (около 10% от занятого в экономике населения);
  • дополнительную негосударственную пенсию получают 1135,6 тыс. человек (около 2,7% от численности пенсионеров);
  • средний размер негосударственной пенсии – около 1245 руб. в месяц;
  • общее число застрахованных лиц, выбравших НПФ, – 3593 тыс. человек;
  • общая сумма пенсионных накоплений, перечисленных в НПФ, – 43,1 млрд. руб.

За десять месяцев 2008 г. о своем желании перевести пенсионные накопления в НПФ заявили еще 999,1 тыс. человек.

Константин УГРЮМОВ

Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов

Более чем 15-летний опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения в пореформенной России показывает, что НПФ стали неотъемлемой частью отечественной пенсионной системы.

Абсолютные цифры, характеризующие деятельность НПФ, не слишком велики, но заслуживает внимания тенденция к ежегодному увеличению – в 1,5 раза – количества граждан, выбирающих в качестве страховщика по ОПС негосударственные пенсионные фонды. Не стал исключением и прошлый год. Симптоматично, что благодаря развитию добровольного негосударственного пенсионного обеспечения размеры пенсий в отдельных отраслях промышленности существенно возросли

Оставить ответ