Страхование грузоперевозок

Страхование грузоперевозок

Alexman Alexman No Comment
Классификация видов страхования

Повреждение и гибель, кража и недоставка — это риски, со­провождающие перевозки грузов с незапамятных времен. Развитие мореплавания дало толчок страхованию грузов (кар­го). Значительное распространение страхование грузов получило в XVIII—XIX вв., прежде всего в центрах морской торговли — Ге­нуе, Флоренции.

Начало XX в. отмечено появлением двух законодательных ак­тов, сыгравших важную роль в международной практике страхо­вания грузов.

Страхование грузов в России как самостоятельный вид имуще­ственного страхования складывается во второй половине прошло­го столетия.

По характеру перевозимых грузов различается:

страхование генеральных грузов (генгрузов). Генгрузы — тер­мин внешнеторговых операций — включают грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующие особых усло­вий перевозки;

страхование наливных, насыпных, навальных грузов;

страхование сельскохозяйственных и других животных;

страхование «специе» (драгоценные металлы, банковские банк­ноты, монеты).

Исходя из способа транспортировки, выделяется:

наземное страхование грузов (перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом);

страхование грузов при перевозке воздушным транспортом; страхование грузов по перевозке внутренними водными путями;

комбинированное страхование;

страхование почтовых отправок.

С точки зрения народнохозяйственных интересов страхование грузов классифицируют на:

страхование экспортных грузов;

страхование импортных грузов;

страхование внутренних перевозок;

страхование транзитных перевозок.

Страхование генгрузов, в свою очередь, подразделяется на стра­хование машин и оборудования, электротехнических товаров, ав­томашин, продовольствия. Особняком стоит страхование выставоч­ных грузов (экспонатов). Особенность его в том, что экспонаты являются собственностью одного грузовладельца на весь период перевозки и транспортировки. Этот вид страхования, в свою оче­редь, подразделяется на страхование собственно экспонатов, яв­ляющихся обычными генгрузами, и страхование культурных цен­ностей как грузов, предназначенных к перевозке для последующе­го экспонирования.

Нередко страховщики как особую категорию выделяют страхо­вание транспортировки негабаритных установок (например, крекинг-колонн). Отдельную группу составляет страхование грузов, особо подверженных бою и лому, страхование грузов со специфи­ческими физико-химическими свойствами, например взрывчатых веществ.

В договоре страхования грузов страхователь и страховщик опре­деляют объекты страхования, составляющие страховой интерес. Стра­ховым интересом страхователя, т. е. предметом его договора о страхо­вании со страховщиком, являются груз, плата за перевозку и ожида­емая прибыль.

Наряду с грузом предметом договора страхования может быть всякая провозная плата, а также дополнительные сборы транспорт­ных организаций за выполнение ими определенных работ и опера­ций по договору перевозки.

Третий вид имущественного интереса в договоре страхования грузов — ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назна­чения. Эту прибыль добавляют к стоимости груза, подлежащего страхованию.

Страховые случаи в страховании грузов классифицируются сле­дующим образом.

1  результат стихийного бедствия, проявления при­родных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т. д.

2  результат челове­ческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц.

Суть договора страхования — гарантировать страхователю за­щиту от наступления случайных непредвиденных обстоятельств. Поэтому из всех условий страхования исключаются убытки от ги­бели и повреждения грузов, вызванные нарушениями условий транспортировки, упаковки, складирования вследствие соответ­ствующих действий грузоотправителя или его представителей. Исключаются из страхового покрытия традиционные форс-мажор­ные обстоятельства.

При заключении договора страхования страхователь обязан объявить сумму, в пределах которой соответствующий груз будет считаться застрахованным. Страховая сумма определяется как стоимость груза по договору купли-продажи. По же­ланию страхователя страховая сумма, равная контрактной стоимо­сти груза, может быть увеличена на суммы транспортных расходов и ожидаемой прибыли от реализация товара в пункте назначения.

Страхование грузоперевозокСтраховая премия уплачивается страховщику, как правило, до вступления договора страхования в силу. После истечения срока действия договора страхования премия в абсолютном большинстве случаев остается у страховщика. В редких ситуациях возможна предварительная договоренность между страховщиком и страхо­вателем о возврате последнему некоторой части страховой премии при безубыточном исходе транспортировки груза.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить ответ