Государственный надзор за страховой деятельностью - Сайт о страховании

Государственный надзор за страховой деятельностью

Цели государственного регулирования страховой деятельности.

Регулирование государством страховой деятельности позволяет реализовать следующие задачи:

¦     обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг;

¦     создание необходимых условий для деятельности страховых организаций;

-защита интересов страхователей.

Реализация вышеуказанных целей предусматривает:

¦     подготовку и принятие законодательных актов в области страхования;

¦     проведение специальной налоговой политики;

¦     разработку определенных льгот для страховых организаций;

¦     создание специального государственного органа, осуществляющего надзор за страховой деятельностью, и др.

Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора.

В соответствии с отечественным законодательством страховой надзор включает:

¦  лицензирование деятельности

-контроль за соблюдением страхового законодательства,

-выдачу в течение 30 дней (в предусмотренных Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях) разрешений:

—  на увеличение размеров уставных капиталов ов,

—  на совершение с участием иностранных инвесторов

—  -на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела,

—  на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

В общей форме страховой надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователем.

Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России в 1992 г. образован Государственный страховой надзор (Росстрахнадзор) для контроля за отечественным страховым рынком.

Развитие государственного страхового надзора в Российской Федерации идет в большей степени по немецкому образцу.

Система государственного страхового надзора в России опирается на действующую систему законодательства, включающую общие правовые акты, специальное страховое законодательство и подзаконные акты и ведомственные нормативные документы.

Задачи государственное регулирование страховой деятельности — обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» разделены понятия «участники страховых отношений» и «субъекты страхового дела» .

Участники страховых отношений:

¦     страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;

¦     страховые организации;

¦     общества взаимного страхования;

¦     страховые агенты;

¦     страховые брокеры;

¦     страховые актуарии;

¦     федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);

¦     объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.

Субъекты страхового дела:

¦     страховые организации;

¦     общества взаимного страхования;

-Страховые агенты — постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

 (см. текст в предыдущей редакции)

 страховые брокеры;- Страховые брокеры — постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (далее — оказание услуг страхового брокера).

При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.

¦     страховые актуарии- физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов..

Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.

Перестрахование — деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате.

Одно из главных требований, предъявляемых к страховым организациям, — наличие минимального уставного капитала и достаточного размера собственных средств .

Минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 миллионов рублей.

Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 миллионам рублей, и соответствующих коэффициентов, предусмотренных ст. 25  Закона.

Возможности ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности.

Органы страхового надзора наделяются государством соответствующими полномочиями по принятию мер к недобросовестным страховщикам, нарушающим законодательство, представляющим угрозу интересам страхователей. При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Предписание — это письменное распоряжение федерального органа по надзору, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности в полном объеме. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела служит решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх