Страхование грузов

Это один из самых древних и популярных видов страхования, имеющий второе название – «страхование карго». Страхование грузов может быть добровольным и «вмененным» в обязанность грузоотправителя в том случае, если договор поставки товара заключается на условиях CIF по ИНКОТЕРМС (продавец должен доставить груз в порт, оплатить погрузку, фрахт судна и страхование груза на весь период транспортировки, отправить весь комплект документов в адрес получателя).

Во всем цивилизованном мире признаны стандартные условия страхования груза Института лондонских страховщиков (Institute Cargo Clauses), которые аккумулируют многовековой опыт лондонского страхового рынка. Причем первоначально эти условия разрабатывались для морских перевозок, а сейчас применяются для всех видов транспорта. I.C.C. включают три стандартных условия страхования грузов:

«А» — «с ответственностью за все риски» (all risks) — наиболее полное и дорогое страховое покрытие. Застрахованы все риски гибели и повреждения грузов, за исключением военных рисков, политических, грубой неосторожности страхователя, неправильной упаковки, внутр. дефектов, нормативной потери веса, радиации и т.д.,

«В» — «с ответственностью за частную аварию» (with average) — перечень покрываемых рисков четко ограничен: это гибель или повреждения груза в результате стихийных бедствий, пожара, взрыва, падения за борт, столкновения… Перечень исключений тот же.,

«С» — «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» (free of particular average) — покрываются убытки от гибели всего или части груза, а повреждение груза считается страховым случаем, только если при этом имело место крушение судна.

Перед заключением договора страховщик собирает всю информацию о грузе, его свойствах, виде упаковки, маршруте перевозки, сведения о страхователе, транспортной компании, охранной фирме. Все грузы подразделяются на 4-5 категорий в зависимости от опасности их перевозки. Базовые страховые тарифы устанавливаются исходя из категории груза, вида транспортного средства, региона, длительности перевозки и др. факторов. Их границы от 0,2 до 1%. Причем по статистике наиболее опасен автотранспорт, на втором месте — морской и авиационный, наименее опасен — железнодорожный транспорт.

Период страхования может быть определен как календарный срок или как период перевозки из пункта А в пункт Б (либо «от склада…до склада). Особенностью страхования грузов является то, что страховую сумму в договоре можно установить выше контрактной цены товара на 5-30% в целях покрытия дополнительных затрат страхователя (транспортных расходов, таможенных платежей) и упущенной выгоды.

Обычно в таких договорах страховщики обязательно устанавливают безусловную франшизу.

Большой популярностью пользуется страхование грузов по генеральному полису. Такой полис предлагается постоянным клиентам со стабильным грузооборотом. Генеральный договор страхования грузов обычно заключается на год, в нем указываются виды грузов, транспорт, маршруты, лимит страховой суммы по 1 транспортному средству, примерный оборот и график поставок. В день отправки груза страхователь отправляет страховщику Извещение об отправке и тут же получает от страховщика страховой полис на данную отправку. Спустя месяц такой работы СК рассчитывает страховую премию по всем отправкам и выставляет счет страхователю. Преимущества для страхователя: облегчается и сокращается работа по заключению договоров страхования, предоставляются скидки, отсрочка уплаты страховой премии.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх