Необходимость государственного надзора и формы его осуществления

Необходимость государственного надзора и формы его осуществления

Alexman Alexman No Comment
Классификация видов страхования

Необходимость гос.надзора определяется двумя обстоятельствами.

1. государство заин­тересовано в развитии страхования, так как оно решает важные на­роднохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы.

2. страхователи нужда­ются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои день­ги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о над­зоре за страховыми организациями, в соответствии с которым стро­ится система надзора.

Формирование российской системы надзора за страховой деятель­ностью опирается на мировой опыт. В развитии государственного страхового надзора сложились два альтернативных направления, реализованные в мировой практике. Различают две формы ведения надзора: английскую и немецкую.

Английская система либеральна. Она делает упор на последующем контроле за деятельностью страховщиков на основе изучения балансов страховых компаний. Поэтому она не может оказать непосредственное воздействие на страховые операции. Немецкая система надзора характеризуется четкой регламентацией всех опера­ций и жестким контролем за соблюдением всех законов и положений по защите интересов и прав страхователей и страховщиков. Она вклю­чает в себя системы обязательных публикаций данных о работе стра­ховых компаний, нормативных предписаний, лицензирования и те­кущего надзора. Есть основания полагать, что развитие государствен­ного страхового надзора в Российской Федерации идет по гер­манскому образцу.

Государство контролирует страховую деятельность в России, осуществляя государственный страховой надзор.

Министерство финансов РФ (Минфин РФ) – федеральный орган исполнительной власти, решая многочисленные государственные задачи, такие как бюджетное планирование, разработка проектов федерального бюджета, проведение государственного финансового контроля, и многие другие, является еще и органом государственного надзора за страховой деятельностью. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику в сфере страхования в РФ, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин РФ действует на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

В ведении Минфина РФ находится Федеральная служба РФ по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства. Федеральная служба страхового надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минфина РФ, а также Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330.

Федеральная служба страхового надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Местонахождение Федеральной службы страхового надзора – г. Москва. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами мест-ного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральную службу страхового надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Руководитель Федеральной службы страхового надзора несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росстрахнадзор функций. Руководитель Федеральной службы страхового надзора имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов РФ по представлению руководителя Росстрахнадзора.

 

Оставить ответ