Расходы страховщика.

Расходы страховщика.

admin No Comment
Порядок действий страхователя

В ходе своей деятельности страховщик несет определенные расходы, связанные с предоставлением страховой защиты.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Согласно ПБУ 10/99 расходы страховой организации можно подразделить на основные группы (табл. 11):

— расходы от обычных видов деятельности;

— расходы от прочей деятельности.

Таблица 11. Группировка расходов страховой организации

Признаки  

Виды расходов                   

Расходы     
по обычным  
видам       
деятельности

1. Расходы, связанные с заключением и исполнением
договоров страхования и сострахования           

2. Расходы, связанные с заключением и исполнением
договоров перестрахования                        

Расходы от прочей деятельности                                

В состав прочих расходов страховых организаций включаются следующие элементы:

а) административно-управленческие и представительские расходы;

б) амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

в) арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

г) расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и иных услуг;

д) расходы по инвестиционной деятельности страховщика, не имеющие непосредственного отношения к проведению страховых операций (расходы, связанные с продажей объекта инвестирования и финансовых вложений; затраты, связанные с предоставлением в аренду активов, и так далее);

е) внереализационные расходы;

ж) расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

В зависимости от целей управления страховой компании и составления бухгалтерской отчетности расходы страховщика классифицируются по следующим признакам (табл. 12):

— по отношению к основной деятельности (связанные со страховыми операциями или не связанные с ними);

— по времени осуществления (последовательности финансирования);

— по целевому назначению (содержание операций).

Таблица 12. Классификация расходов страховой организации

Признаки  

Виды расходов            

По отношению к
страховой    
деятельности 

1. Связанные со страхованием (страховые 
выплаты, отчисления в страховые резервы,
расходы на ведение дела)                

2. Не связанные со страхованием (прочие)

По целевому  
назначению   

1. Расходы по подготовке к заключению   
договора                                

2. Расходы по исполнению договора       

3. Расходы по ведению договора          

По времени    
осуществления

1. Предваряющие заключение договора     

2. Осуществляемые при заключении договора
и в процессе его ведения                

3. При наступлении страхового случая    

4. Текущие                              

Основной статьей расходов страховой компании, связанных с исполнением договоров страхования и сострахования, являются страховые выплаты (оплаченные убытки). При проведении операций по перестрахованию страховщик несет затраты в виде перечисления взносов по рискам, принятым в перестрахование, уплаты комиссионного вознаграждения и тантьемы.

Следующей по значимости статьей расходов страховщика являются отчисления в страховые резервы, обеспечивающие исполнение обязательств страховой компании перед клиентами по договорам страхования в будущем. Страховщик помимо страховых резервов обязан сформировать резервы для финансирования предупредительных мероприятий.

В составе расходов на ведение дела выделяют затраты, имеющие место на любом другом предприятии, и расходы, отражающие специфику страховой деятельности. Расходы по ведению дела включают:

— материальные расходы, расходы на оплату труда;

— комиссионные вознаграждения, уплачиваемые страховым агентам и страховым брокерам;

— оплату проезда и труда экспертов, осуществляющих оценку риска, действительной стоимости объекта страхования или медицинское освидетельствование застрахованных лиц; расходы на изготовление страховых полисов;

— оплату рекламных, консультационных, аудиторских услуг;

— расходы на аренду и так далее.

В страховании финансовый результат рассматривается в двух направлениях: формирование нормативной прибыли или прибыли в тарифах; формирование прибыли как конечного финансового результата.

Нормативная прибыль заложена в цене страховой услуги и представляет собой элемент нагрузки к нетто-ставке тарифа. Это расчетный показатель, который планируется по конкретному виду страхования. Однако на практике не всегда удается обеспечить получение нормативной прибыли. Вероятностный характер рисков, принимаемых на страхование, обусловливает отклонение фактических результатов от расчетной величины.

Величина прибыли как конечного финансового результата деятельности страховой компании зависит от множества факторов, влияние которых оценивается в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности страховщика.

Наряду с показателями прибыли финансовая деятельность страховой компании характеризуется и рядом других показателей: абсолютных и относительных (табл. 13).

Таблица 13. Классификация расходов страховой организации

Показатели 

Содержание показателей              

Абсолютные  

1. Число заключенных договоров                 

2. Страховая сумма по застрахованным объектам  

3. Выплаты страхового возмещения               

4. Объем поступившей страховой премии          

5. Объем доходов и расходов страховщика        

6. Размер страховых резервов                   

Относительные

1. Рентабельность в целом и по видам страхования

2. Норматив выплат по видам страхования        

3. Уровень расходов                            

4. Структура прибыли                           

Оставить ответ