Страховой надзор и его ведомственные и нормативные документы.

Страховой надзор и его ведомственные и нормативные документы.

admin No Comment
Порядок действий страхователя

1. ЗАКОН РФ от 27.11.1992 N 4015-1
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

2. УКАЗ Президента РФ от 09.03.2004 N 314
"О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ"

3. УКАЗ Президента РФ от 20.05.2004 N 649
"ВОПРОСЫ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ"


4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 330
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СТРАХОВОГО НАДЗОРА"

5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.04.2004 N 203
"ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА"

6. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 01.10.2004 N 1258-р
"ОБ УЧАСТИИ РОССТРАХНАДЗОРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ СТРАХОВЫХ НАДЗОРОВ"

7. ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.12.2004 N 126н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА — ИНСПЕКЦИИ СТРАХОВОГО НАДЗОРА ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ"

Страховое регулирование и страховой надзор — два взаимосвязанных, но не равнозначных понятия, так как их функции и цели различны.

Цель и полномочия страхового надзора
установлены в Законе РФ «Об организации страхового дела», Постановлениях Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.

Органом страхового надзора
является Федеральная служба страхового надзора, образованная на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Функции и полномочия Федеральной службы страхового надзора определены в Постановлениях Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» и «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» от 30 июня 2004 г. № 330. Федеральная служба страхового надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 сентября 2005 г. № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за сбор и обработку информационных ресурсов автоматизированной информационной системы обязательного страхования

Федеральная служба страхового надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Установленные ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы страхового надзора по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Орган страхового надзора вправе издавать нормативные документы только по вопросам, относящимся к его компетенции, и нормы, содержащиеся в этих документах, могут регулировать только те вопросы, которые относятся к компетенции надзорного органа. Например, издание Положения о ведении реестра страховых брокеров относится к компетенции органа страхового надзора, а замена предусмотренного законом заявительного порядка регистрации брокеров на разрешительный порядок, установленный в данном Положении, выходит за рамки компетенции органа страхового надзора, и эта норма не должна применяться.

К методическим документам, изданным органом страхового надзора, в частности, относят Методику расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденную Распоряжением Росстрахнадзора от 08.07.1993 г. № 02—02—36. Методические документы не содержат правовых норм, и соответственно они не подлежат обязательному опубликованию и регистрации.

Орган страхового надзора контролирует деятельность страховщиков по следующим направлениям:

  • обоснованность страховых тарифов;
  • платежеспособность;
  • соблюдение законодательства.

Лицензирование страховой деятельности

Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию. Лицензия представляет собой разрешение на ведение деятельности. Она выдается не вообще на страховую деятельность как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом (условиями лицензирования) установлено наличие страхового интереса.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Закона о страховании, который подробно регламентирует процедуру выдачи лицензии субъектам страхового дела, устанавливая некоторые отличия в зависимости от того, относится ли деятельность к страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, деятельности страховых брокеров.

За выдачу лицензии взимается государственная пошлина.

Оставить ответ