Предмет, цель, задачи и методы изучения страхования как учебной дисциплины

Предмет, цель, задачи и методы изучения страхования как учебной дисциплины

admin No Comment
Порядок действий страхователя

Предмет страхования – это конкретный объект страхования, иными словами, это страховой риск, связанный с выплатой страхового возмещения при наступлении страхового случая

Цель — обеспечение страховой защиты материальных интересов граждан, предприятий, кооперативов и иных хозяйственных субъектов в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, причиненных стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями и событиями в различных областях человеческой деятельности, а также выплаты гражданам денежных сумм при наступлении страховых событий за счет страхового фонда, создаваемого на основе обязательных и добровольных платежей участников страхования.

Задачей
страхования является обеспечение непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного воспроизводства, то есть в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе за счет полноты и своевременности возмещения ущерба; участии временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций.

Методы изучения страхования как учебной дисциплины

1. Системно-структурный метод
используется для представления страховой деятельности, отдельных явлений и страхового права в виде системы взаимосвязанных элементов, подчиненных единой цели и выполняющих определенные функции. С помощью этого метода явления можно охарактеризовать: а) как элемент или подсистему более крупной структуры; б) внутреннюю структуру; в) внутренние и внешние связи элемента с другими и всей системой.

2. Структурный анализ — является продолжением и развитием системно-структурного метода, помогает выделять элементы исследуемого явления, устанавливать причинно-следственные связи и специфику содержания явления, строить функциональную характеристику объекта анализа, устанавливать связи между элементами, придающие структурно-организационному объекту качество единства и являющиеся обязательной составной частью и признаком системы.

3.Фуншиональный метод — развитие системно-структурного метода; направлен на выделение функциональных связей (координации, взаимодействия) и функциональных характеристик элементов структуры, разграничение их функций для достижения поставленной цели с учетом целесообразных свойств системы.

4. Сравнительный метод — основа сравнительного правоведения, изучающего в сравнительном аспекте государственно-правовые институты для выявления их общих и отличительных черт, единства и различия. Метод состоит из 5 стадий: изучение институтов по отдельности; обнаружение их основных признаков; сравнение обнаруженных и исследованных признаков аналогичных институтов; установление общих признаков и признаков различия; оценка признаков.

5. Статистический метод — основан на аппарате математической статистики и призван выявлять характерные, типичные черты отдельных явлений, тенденции и их математическое описание. Состоит из 3 стадий: сбор статистического материала; группировка этого материала по определенному критерию; обработка статистического материала.

6. Кибернетический метод используется для обнаружения общих закономерностей процессов и систем управления в сфере страхования с целью достижения оптимальности или рациональности систем управления страхованием. Моделирование систем управления является частью этого метода. Для науки страхового права особое значение имеют методы: формально-логический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, правовой эксперимент.

7. Метод правового моделирования основывается на идее подобия и предположении, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, поэтому по характеристикам и поведению модели с достаточной определенностью можно судить о характеристиках и поведении моделируемого объекта

8. Социологический метод обобщает государственно-правовую практику правотворческого и правоприменительного характера и изучает мнение и поведение людей за счет наблюдения, анкетирования, интервьюирования, опроса, анализа документов.

9. Формально-логический метод используется при изучении нормативных сторон правовых систем и позволяет выявить несоответствие правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой. В результате возможно решать вопрос о принятии новых правовых актов, изменении или отмене действующих нормативных актов. С помощью этого метода классифицируют, обобщают, описывают, систематизируют, придают полученным знаниям ясную формулировку.

Оставить ответ