Общая характеристика страхования ответственности

Экономическая основа существования этой отрасли связана с постоянной денежной ответственностью граждан и организаций за свои действия. Гражданская ответственность — это предусмотренная законом (или договором) мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего. В России мера ответственности виновников ущерба определяется гл. 59 ГК. Лицо, причинившее ущерб обязано полностью возместить убытки потерпевшему:

— расходы для восстановления здоровья (мед. расходы, протезирование, сан-кур лечение, лечебное питание, дополнительный уход. Медико-социальная экспертная комиссия должна подтвердить нуждаемость потерпевшего в этих затратах и невозможность их бесплатного получения);

— стоимость поврежденного или  утраченного  имущества  (реальный  ущерб),   а  также неполученные доходы (упущенную выгоду);

— потерю заработка пострадавшего за весь период нетрудоспособности,

— в случае смерти пострадавшего — расходы на погребение и выплаты в размере долей заработка потерпевшего, приходившиеся на иждивенцев.

Поскольку размер компенсационных выплат может быть очень большим, страхование ответственности играет двойную роль. С одной стороны, оно защищает от финансовых потерь страхователя, которые он может понести в результате предъявления к нему претензий о возмещении ущерба. С другой стороны, страхование ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, пострадавших, поскольку у виновной стороны попросту может не оказаться средств для выполнения обязательств.

Тем самым, страхование ответственности предоставляет финансовые гарантии возмещения ущерба потерпевшим, обеспечивает правопорядок в стране, что и вызывает огромную социальную значимость данной отрасли. Поэтому во многих странах отдельные виды страхования ответственности проводятся в обязательном порядке (к примеру, страхование ответственности работодателей, ответственности автовладельцев, страхование ответственности производителей).

Заключение договора страхования ответственности дает страхователю еще одно немаловажное преимущество. Нанесение ущерба и предъявление претензий пострадавшими о его возмещении чаще всего сопровождается судебным разбирательством. Страховщик же, заинтересованный в меньших выплатах по договору, берет на себя защиту интересов страхователя в суде, доказывая его непричастность или меньшую вину. Не каждый страхователь имеет возможность организовать себе хорошую судебную защиту, нанять высококвалифицированных адвокатов и поэтому такая услуга со стороны страховой компании очень важна.

Несомненно, роль и значение страхования гражданской ответственности, а также его распространение в каждой отдельной стране будут зависеть от уровня развития и совершенствования гражданского законодательства, а также степени охраны прав личности. Не случайно наибольшее развитие данная отрасль страхования получила в США и Великобритании. В то же время там, где более развита социальная защита населения со стороны государства, страхование гражданской ответственности имеет сравнительно меньшую популярность.

Все виды страхования ответственности можно подразделить, прежде всего, на 2 группы:

1.                        страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц (ее еще называют деликтной ответственностью), т.е. связанной с противоправными действиями, правонарушениями;

2.                        страхование ответственности за нарушение условий договора (договорной ответственности). Оно проводится гораздо реже: ГК РФ допускает возможность страхования договорной ответственности  только в случаях, предусмотренных специальными федеральными законами.

В настоящее   время   существует  значительное  число  различных   видов страхования ответственности, которые можно подразделить на несколько групп:

  • страхование ответственности за вред, причиненный при эксплуатации транспортного средства;
  • страхование ответственности перевозчиков;
  • страхование ответственности за качество;
  • страхование ответственности работодателей за ущерб, причиненный здоровью работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей;
  • страхование профессиональной ответственности;
  • страхование общегражданской ответственности;
  • страхование ответственности за неисполнение обязательств.

Большая часть страховых премий (60 — 80 %) внутри данной отрасли поступает по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В последнее время увеличение сборов страховых премий в этой сфере в зарубежных странах связано с усилением ответственности за загрязнение окружающей среды и, следовательно, с расширением практики страхования экологических рисков.

В России страхование ответственности пока еще не получило должного развития. Наибольший объем премий приходится на обязательные виды страхования гражданской ответственности. В совокупных поступлениях по добровольным видам страхования на страхование ответственности приходится всего лишь три процента. Развитие данной сферы страхования пока еще слабо стимулируется Налоговым кодексом РФ: в ст. 263 установлено, что затраты по добровольному страхованию ответственности относятся к расходам в целях налогообложения прибыли лишь в том случае, если такой договор является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными требованиями. Несомненно, что по мере развития законодательной базы, формирования правового общества, разработки налоговых льгот страхование ответственности в нашей стране получит большее распространение.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх