Ипотечное страхование

Наиболее распространенным инструментом финансового обеспечения на случай возможных убытков в результате реализации рисков, сопряженных с ипотечным жилищным кредитованием является страхование.

Инициаторами страхования являются кредитные и рефинансирующие организации, что может быть обусловлено следующими причинами:

— стремление кредитных и рефинансирующих организаций защитить себя от риска не возврата ипотечного кредита,

—  стремление кредитных организаций улучшить качество обеспечения кредита с целью увеличения его финансовой привлекательности на рынке рефинансирования заемных средств,

— стремление заемщиков кредита снизить стоимость его получения, путем уменьшения расходов, сопутствующих его выдачи, и, соответственно, экономия на стоимости организации системы управления рисками, которые сопровождают ипотечное жилищное кредитование,

— отсутствие достаточной осведомленности у населения касательно теории и практики управления рисками и, в том числе, отсутствие культуры страхования в обществе.

Вместе с тем, страхование рисков при ипотечном жилищном кредитовании предоставляет определенные выгоды для заемщика:

— повышается доступность кредитов за счет снижения стоимости кредита, которые были бы выше, если риски оставались не обеспеченными страхованием,

— в случае реализации рисков, сопровождающих ипотечное жилищное кредитование, у заемщика, благодаря выплате страхового возмещения, сохраняется финансовая возможность нести обязательства по кредитному договору, либо появляется возможность досрочного погашения остатка ссудной задолженности за счет страхового возмещения. При этом квартира остается в собственности заемщика.

В Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в стандартную процедуру получения кредита включено имущественное страхование предмета ипотеки, жизни заемщика, а также риск утраты права собственности на приобретаемое жилое помещение. Несмотря на то, что положения Концепции носят рекомендательный характер, именно страхование этого набора рисков получило наибольшее распространение при ипотечном жилищном кредитовании в современной России. Страхование залога носит обязательный характер, а страхование жизни заемщика и титула – вменено в обязанность банками.

В комплексный ипотечный страховой продукт может быть также включено: страхование риска ответственности заемщика перед кредитором за неисполнение обязательства по возврату кредита, страхование гражданской ответственности.

Особенностью ипотечного страхования является то, что параметры договора страхования максимально привязываются к параметрам кредитного договора (остаток задолженности – страховая сумма, срок страхования и т.д.). Страхование заложенной недвижимости проводится, как правило, по системе первого риска. Выгодоприобретателем является банк. Тариф по комплексному договору около 1%.. Новацией в этой сфере должно стать страхование кредитора от риска возможных убытков в результате несоответствия полученной им от реализации заложенного имущества стоимости и размера совокупной просроченной задолженности по кредиту, обеспечением которого был данный залог.

Страховой рынок России представляет собой сформированную, но еще недостаточно зрелую рыночную структуру. До кризиса рынок демонстрировал устойчивый темпы роста. В 2008 году страховщиками было собрано 555 млрд руб. страховой премии, прирост по сравнению с 2007 годом составил 14%, снижение темпов роста произошло на 5%.  Анализ, проводимый до середины 2008 года позволял сделать следующие выводы:

  • В сегменте страхования жизни, наряду с увеличением классических накопительных договоров, сохраняются определенные объемы зарплатных схем; наблюдается активизация большого количества иностранных и отечественных (по составу акционеров) страховщиков, активно развивающих «кредитное страхование жизни».
  • В сегменте личного страхования наблюдается активное развитие рыночного корпоративного ДМС, а также страхования от несчастных случаев (НС), как корпоративного, так и розничного. Наряду с этим имеет место определенная активизация схем по корпоративному ДМС.
  • Имущественное страхование характеризуется двумя основными тенденциями – рост сборов происходит преимущественно за счет розничного, в первую очередь, автомобильного страхования; клиентские потоки, как в корпоративном, так и в розничном бизнесе перераспределяются. В корпоративном страховании наблюдается общее снижение сборов, связанное с активной санацией портфелей. В рознице наблюдается рост портфелей почти всех операторов автострахования, при этом крупнейшие компании корректируют тарифы и политику сотрудничества с посредниками, что заставляет банки и автосалоны активнее работать со страховщиками, нацеленными наращивать свои портфели на более выгодных для контрагентов условиях.
  • В добровольном страховании ответственности наблюдается рост сборов операторов классического страхования, при сохранении значительных показателей деятельности компаний с сомнительной репутацией.
  • В сегменте ОСАГО нарастают кризисные явления. Убыточность бизнеса настолько высока, что даже проводимая компаниями политика не спасает от утраты финансовой целесообразности работы в сегменте, в первую очередь для региональных страховщиков.
  • Обязательное медицинское страхование переживает фазу активного роста при одновременной интеграции и укрупнении операторов сегмента.
  • В сегменте входящего перестрахования с начала 2008 г. наблюдается некоторая активизация схем, на фоне возрастающей убыточности и сокращающегося объема классического перестрахования.
  • Низкий уровень значимости института страхования в российской экономике находит отражение в стабильно низкой доле страховых взносов в ВВП: в 2007 году значение данного показателя составило 2,4%, в то время как среднемировое значение было равно 7,5%, по взносам в видах иных, чем страхование жизни, – 3,1% (по данным Swiss Re). Российский страховой рынок существенно отстает от мирового еще по одному важному показателю – объему собранной страховой премии на душу населения. По данным Swiss Re за 2007 год, взносы на душу населения на отечественном страховом рынке были равны 209,4 долл. (5 140,0 руб.), по миру в целом – 607,7 долл. (14 916,7 руб.).

Таким образом, еще до обострения финансового кризиса имели место серьезные проблемы развития страховой отрасли, связанные как с осуществлением отдельных видов страхования, так и в целом с организацией деятельности страховщиков.

В 2008 году влияние кризиса отразилось, прежде всего, на инвестиционной  деятельности страховых компаний. Резкое падение стоимости практически всех инвестиционных инструментов привело к тому, что усредненная рентабельность инвестированного капитала российской страховой компании за 2008 год составила 4,0%. Демпинг и низкая рентабельность инвестиций закономерно привели к финансовым потерям: во втором полугодии 2008 года российские страховщики потеряли 60% объема прибыли, заработанной ими в первом полугодии. В итоге, усредненная рентабельность активов страховщиков за 2008 год составила 2,0%.  В 4-ем квартале 2008 года совокупный размер убытков крупнейших компаний (собравших вместе 50% совокупной премии страхового рынка) был равен 4,0 млрд. руб.

В 2009 году влияние кризиса проявилось, прежде всего, в падении страховой премии. По результатам 1-го полугодия 2009 года без учета ОМС страховые премии составили 272 млрд рублей, выплаты — 135 млрд рублей, коэффициент выплат — 49,8%. Без учета ОМС наблюдалось падение страхового рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8%. Причем в Приволжском федеральном округе произошло падение сборов на 19%. Падение сборов более чем в 2 раза наблюдалось у каждого пятого страховщика.

Лидерами падения стали вмененные виды — кредитное каско и ипотечное страхование: по автострахованию (–13,2 млрд рублей за первое полугодие 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года), добровольному медицинскому страхованию (–4,0 млрд рублей), страхованию от несчастных случаев (–3,2 млрд рублей). В территориальном разрезе доля Москвы в общем объеме собранной по стране страховой премии выросла до 48% .

Мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены в период бурного роста. Борясь за клиента и долю рынка, многие страховые компании отчаянно демпинговали, привлекая клиентов не развитием сервиса и бренда, а снижением стоимости полиса ниже разумного предела. Еще один вариант демпинга – завышение агентской комиссии, которое ведет к росту расходов страховщика.  Совокупный размер уставного капитала российских страховщиков составил в первом полугодии 151 млрд рублей, тогда как годом ранее этот показатель составлял 154,5 млрд рублей (уменьшение на 2%). На долю пяти крупнейших страховщиков приходится 12% от совокупного уставного капитала, лидером является «АльфаСтрахование», далее следуют «Московская страховая компания», «РЕСО-Гарантия», «СОГАЗ» и «Росгосстрах-Столица».

На конец июня 2009 года было зарегистрировано 743 страховые организации, за квартал их количество уменьшилось на 25. По предварительным оценкам из них реально осуществляют страховые операции на страховом рынке, кроме ОМС, только 570 компаний.

Обобщим основные недостатки и ограничения сформированной модели страхового рынка:

1) Недострахование российского бизнеса приводит к тому, что при наступлении чрезвычайных событий финансовое положение незастрахованных предприятий значительно ухудшается, и повышается вероятность их банкротства. В целом ряде случаев государство вынуждено нести незапланированные расходы и возмещать убытки, понесенные населением и предприятиями в результате техногенных аварий или стихийных бедствий. Подобная неопределенность и нестабильность приводит к созданию дополнительной нагрузки на бюджеты всех уровней и замедлению темпов развития российской экономики.

2) Недострахование имущественных интересов граждан способствует поддержанию социальной нестабильности в обществе и сдерживает формирование среднего класса.

3) Кэптивное страхование, непрозрачная процедура проведения тендеров и аккредитации существенно ограничивают уровень конкуренции на российском страховом рынке, снижают эффективность операций страхования и надежность всего страхового рынка.

4) Низкий уровень капитализации российских страховых и перестраховочных компаний приводит к тому, что значительная часть крупных рисков посредством механизма фронтирования передается за рубеж. Существенный рост иностранных инвестиций в российский страховой рынок, превышающий темпы роста его капитализации, также ведет к усилению зависимости от зарубежных страховых рынков.

5) Основным видом конкуренции между страховыми компаниями является ценовая конкуренция, которая дестабилизирует рынок, снижает его эффективность и надежность.

7) Демпинг, недостаточное внимание к собственному уровню финансовой устойчивости и отсутствие систем риск-менеджмента в страховых компаниях, с одной стороны, и незначительное использование рейтинговых оценок при выборе страховых компании их клиентами, с другой, повышает вероятность кризиса на российском страховом рынке.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх