Страхование судов торгового флота.

Страхование судов торгового флота.

admin No Comment
Договор страхования и принципы страхования

Исходя из общепринятой практики, страховые компании принимают на страхование любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время плавания или в период постройки судна.

В целях стандартизации договоров страхования, предоставления выбора страхователю в страховом покрытии в практике страхования судов применяются различные условия, объединяющие определенную группу рисков. Различают следующие группы рисков и ущербы по ним.

По условиям договора с ответственностью за гибель и повреждение судна подлежат возмещению следующие убытки:

—            убытки от повреждения или гибели вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушений, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или другими предметами;

—            убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

—            убытки от пропажи судна без вести;

—            убытки, взносы и расходы по общей аварии;

—            убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

—            все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, по возмещению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Если страхователь использует данный договор страхования, то страховщик использует трехпроцентную франшизу.

Если используется договор страхования с условием без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения, то объем ответственности страховщика более ограничен. При том же перечне рисков убытки от полной гибели судна возмещаются полностью, а убытки от повреждений – только в тех случаях, если они являлись следствием крушения судна.

Если используется договор страхования с условием без ответственности за частную аварию, то в этом случае предусматривается возмещение убытков от полной фактической или конструктивной гибели судна по причине огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, а также крушений, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или другими предметами.

В случае использования договора с условием ответственности только за полную гибель судна возмещаются убытки от полной гибели, пропажи судна без вести.

Все перечисленные условия страхования судов являются базисными формами для договоров страхования. По соглашению сторон они могут расширяться за счет включения в них других рисков.

Необходимо дать разъяснение терминам «частная авария» и «общая авария».

В морском праве под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на убытки от общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предприятия, и частной аварии, которые падают на владельца поврежденного имущества.

Заключение договора страхования судов происходит на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть сообщены подробные сведения о судне, объекте страхования, должны быть указаны его тип, название, год постройки и другие данные, характеризующие судно.

Страховщик несет ответственность за убытки, произошедшие только в том районе плавания, и только по тому рейсу, который был обусловлен договором страхования (полисом). При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении от обусловленного в договоре пути страхование прекращается.

Не считается нарушением договора страхования отклонения от обусловленного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванное действительной необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса.

Изменения в риске, произошедшие после заключения договора страхования и увеличивающие степень ответственности страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии или изменение условий страхования.

Величина страховой премии образуется от умножения ставки премии на страховую сумму. В страховании судов применяются индивидуальные для каждого судна ставки премий в зависимости от его типа, условий страхования, района, времени года и т.п. Твердые тарифы выработать практически невозможно.

При страховании целых флотов, как правило, устанавливается средняя ставка для всего флота или для более точного расчета все суда этого флота группируются по общим однородным показателям и ставка устанавливается по каждой такой группе отдельно.

Оставить ответ