Государственное регулирование страховой деятельности. - Сайт о страховании

Государственное регулирование страховой деятельности.

Необходимость государственного надзора определяется важной ролью страхования в экономической жизни общества, связанной с ликвидацией последствий неблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также потребностью защиты интересов страхователей.

Для обеспечения государственного контроля на страховом рынке в феврале 1992 года Указом Президента РФ была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) в форме федерального органа исполнительной власти. В 1996 году функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора при Министерстве финансов РФ.

Основным государственным органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, в состав которого входит Департамент страхового надзора.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача предусмотренных законодательством разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Департамент страхового надзора Минфина России имеет право:

— получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также необходимую информацию от предприятий, организаций, банков, граждан;

—         проверять соблюдение страховыми компаниями страхового законодательства и достоверность предоставленной ими отчетности;

—         давать предписание страховщикам по устранению выявленных нарушений, а в случае невыполнения ими этих предписаний – приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии;

—         обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой компании в случае неоднократного нарушения законодательства РФ, а также о ликвидации страховщиков, осуществляющих страховую деятельность без лицензии.

В целях усиления воздействия на формирования страховых фондов и деятельность страховщиков на территории РФ Правительством было принято решение о создании территориальных органов страхового надзора. Территориальным органом страхового надзора Министерства финансов РФ является инспекция, осуществляющая свою деятельность на соответствующей территории Российской Федерации в пределах компетенции, установленной законодательством. Инспекции страхового надзора Министерства финансов РФ подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей и инспекции — в субъектах Российской Федерации.  Инспекция страхового надзора в своей деятельности руководствуется законами и иными правовыми актами РФ, правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции.

Главной задачей инспекции страхового надзора является обеспечение соблюдения требований законодательства РФ о страховании всеми участниками страховых отношений на соответствующей территории РФ в целях эффективного развития рынка страховых услуг.

Территориальные органы страхового надзора наделены практически всеми правами и обязанностями федерального органа надзора, за исключением функции выдачи лицензии и дачи предписаний о приостановлении, ограничении либо отзыве лицензий, а также по обращению в суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним действующего законодательства.

Территориальные органы страхового надзора представляют Министерству финансов РФ в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность, систематически информируют Минфин России о своей деятельности.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх