Система образования как социальный институт

Система образования как социальный институт

admin No Comment
Спонсоринг и франдрайзинг

Образование как социальный институт отвечает за своевременную и адекватную подготовку людей к полноценному функционированию в обществе.

Система образования не единственный, но чрезвычайно важный фактор социализации людей. Постичь суть и специфику системы образования как социального института возможно только на основе выяснения ее специфические черты. К ним относятся:

1. Социальное значимые функции обучения и воспитания, подчинены общественным потребностям.
2. Формы учебных заведений, их определенная организация и положение в обществе.
3. Определенные группы лиц, которые профессионально осуществляют функционирование этого института, определенный статус этих лиц в обществе.
4. Регуляторы функционирования учреждений образования и персональных субъектов образовательной деятельности (законы об образовании, постановления и нормативные акты, квалификационные характеристики, контрольные учреждения т.д.).
5. Специальные методы просветительской деятельности — обучения, воспитания.
6. Сознательно поставленные цели.
7. Планомерный, систематический характер реализации процесса сознательной социализации.
8. Определенное содержание образования — наличие учебных программ и планов, видимо дозировки материала как для проведения уроков, так и лет обучения.
9. Особая эффективность образовательной деятельности в формировании многих психических черт человека, в развитии его мышления. (Примером может служить поразительный контраст между сверстниками, прошедших через различные системы образования).
10. Использование образования как механизма предотвращения социальное нежелательным воздействиям.
11. Ориентированность образовательной деятельности в будущем, заангажированности на роль предпосылки реализации этого будущего.

Система образования — социальный институт, специфическими методами реализует процесс социализации людей, прежде всего подрастающего поколения (подготовку и привлечение в жизнь общества через обучение и воспитание).
Специфичность процесса социализации людей в системе образования заключается в том, что он происходит целенаправленно, систематически, планомерно, с помощью определенного круга лиц (педагогов), в специальных учреждениях. Этот социальный институт распространяет господствующую в обществе идеологию, отражает в своей структуре и функционировании общественные отношения и является одним из важных средств обеспечения преемственности поколений, социальной непрерывности, выполняет многие другие социальное важных функций.

Организована образование как социальный институт, как подсистема общества сложилась исторически. Относительно причин возникновения образования существуют различные мнения. Одни исходят из определяющей роли социально-экономических причин, материального производства, другие систему образования выводят из практики священнослужения, государственного управления. Учитывая различные мнения можно считать, что система образования оказалась вследствие изменения организации всей общественной жизнедеятельности.

Исторически первыми учебными заведениями были школы жрецов в Междуречье, в которых особое внимание уделяли изучению астрономии. Школа шумерской государства существовала при храме и готовила писцов, служителей культа. Стройная и разветвленная система образования была в античных государствах. Большинство свободного населения Древней Греции и Древнего Рима получала начальное образование. Решающий высшем звене образования, что было связано с быстрым развитием науки, растущими потребностями общественно-политической и управленческой сфер в образованных людях. Потребности государственного управления обусловили развитие средней степени образования (древнегреческие гимназии и древнеримскими школы риторов). Именно эти учебные заведения способствовали утверждению идеала калокагатии — всестороннего развития личности. Система образования античности в целом было связано с представлениями о полноценного гражданина как человека развитую интеллектуально, физически, эстетически и духовно.

«>

Оставить ответ